Блок 01.11.2015: Семинар по СПГ в Екатеринбурге

IBC logo

28 октября 2015 года в Екатеринбурге прошел семинар «СПГ на автомобильном транспорте», организованный под эгидой Мирового делового конгресса (МДК). Его подготовили и провели компании E.On, ООО «Газпром газомоторное топливо», ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», Управление «Уралавтогаз» и ООО «Газпром экспорт».

Кроме организаторов на семинаре были представлены: Агентство прямых инвестиций, Газпром промгаз, Газпром трансгаз Уфа, Гидроаэроцентр, Ивеко-АМТ, Министерство транспорта и связи Свердловской области, Национальная газомоторная ассоциация, Национальные газовые технологии, Невьянский цементник, ПАО «КАМАЗ», Свердловская железная дорога, Технология -1604, Торгин Логистика, Транспортная компания «Лорри», Уромгаз, Южуралавтобан, HAVI Logistics RULOG, McKinsey & Co.

Участники семинара IBC 'СПГ на автотранспорте'
Участники семинара IBC 'СПГ на автотранспорте'

Как уже ранее сообщалось, Екатеринбургский семинар стал первым в серии из четырех мероприятий, которые также должны пройти в Риге (11.11), Праге (24.11) и Берлине (9.12) в рамках проекта МДК.

Цель семинаров заключается в том, чтобы получить мнение экспертов из различных секторов газомоторного рынка о перспективах применения сжиженного природного газа в качестве моторного топлива для автомобильного (а для России ещё и железнодорожного) транспорта, а также о факторах, сдерживающих устойчивое развитие в сегменте СПГ.

Долгий и откровенный разговор показал следующее.

Участники рынка по-разному смотрят на государственное регулирование цен на КПГ и СПГ по аналогии с Постановлением Правительства России 1993 года. И все же доминирует мнение о необходимости ограничения розничной цены метана относительно дизельного топлива. Отсутствие ограничения повышает коммерческие риски.

Фиксированная разница цен является убедительным и привлекательным аргументом в пользу перехода на газ: во-первых, она повышает точность ТЭО вхождения в большинство секторов ГМТ-рынка, а, во-вторых, является гарантией против ценового волюнтаризма продавцов КПГ и СПГ.

В основном предложения по уровню цены метана колеблются от 25% до 50% стоимости дизельного топлива. Расчет конкретной величины должен основываться на цене конкурентного (дизельного) топлива, цене входного газа для АГНКС и психологических ожиданиях рынка - потенциальных потребителей и продавцов.

Вероятно, имеет смысл разработать формулу цены, включающую и другие составляющие: стоимость труда, электроэнергии, земли, налоговое окружение и т.д. Общая формула отвечает интересам всех: государства, ВИНК, инвестора, частного бизнеса, индивидуальных автовладельцев. Пока же разговор идет на уровне эмоций и отраслевых преференций.

Критерием экономической привлекательности газового топлива, по словам участников семинара, может стать средняя стоимость транспортных услуг: 30 руб./км для автомобильного и 22,7 руб./км для железнодорожного транспорта. Перевозчики готовы внедрять метан, если смогут понизить эту стоимость. На этой основе, можно рассчитать справедливую цену КПГ и СПГ.

Комплекс сжижения природного газа на ГРС-4
Комплекс сжижения природного газа на ГРС-4

Намного большим разнообразием отличаются предложения в области совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей производство и применение СПГ на транспорте.

Участники семинара сошлись в том, что основным сдерживающим фактором являются нормы проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений, связанных с производством, хранением и реализацией СПГ, эксплуатацией газовой техники. Пока российские нормы имеют дестимулирующий характер, поскольку влекут за собой значительное повышение капитальных и эксплуатационных затрат на инфраструктуру.

В соответствии с п. 4 Статьи 93 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ Российской Федерации «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» «величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия опасных факторов пожара на производственном объекте для людей, находящихся в жилой зоне, общественно-деловой зоне или зоне рекреационного назначения вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год». Т.е. 10-8, в то время как за рубежом это значение составляет 10-6.

При этом, по словам экспертов, вразумительного ответа на вопрос о причинах повышенного российского порога опасности нет. Ответ простой: «Так решили». Вот только это решение влечет за собой увеличение стоимости всего жизненного цикла объектов газомоторного рынка. И в частности установок сжижения природного газа, объектов хранения СПГ, КриоАЗС.

Экипировка газотурбовоза ГТh1-001 сжиженным метаном
Экипировка газотурбовоза ГТh1-001 сжиженным метаном

Если говорить о создании международных газомоторных коридоров от Тихого до Атлантического океана, то необходима гармонизация российских и зарубежных требований по ключевым вопросам. Это позволит:
- внедрять современные материалы и конструкторские решения; безлюдные технологии;
- демократизировать избыточные требования;
- сокращать площадь участков под объектами инфраструктуры;
- унифицировать требования к качеству газа;
- вводить единые правила учета газа и заправки техники;
- применять общие способы оплаты;
- устанавливать разумные требования к эксплуатации и техническому обслуживанию транспортных средств на метане;
- синхронизировать программы развития инфраструктуры.

Участники семинара на выставке газовых машин Уралтрансгаза
Участники семинара на выставке газовых машин Уралтрансгаза

Среди факторов, сдерживающих развитие рынка СПГ для транспорта, участники семинара назвали также проблемы с отводом земли под АГНКС и КриоАЗС. Цикл создания объекта от подачи первых документов до ввода объекта в эксплуатацию в России занимает до трех лет. Львиная доля этого времени – два, а то и более года – приходится на оформление земельного участка.

По истине: «Велика Россия, а земли в ней нет! »

По оценке портала Metanograph в России в ближайшие годы необходимо построить минимум 5000 газозаправочных постов: 3700 для КПГ и 1700 для СПГ. Главные игроки ГМТ-рынка декларировали более серьезные намерения по строительству станций (2 и более постов): Газпром 2500, Роснефть 1000, Газпром нефть 500. Пусть еще 1000 заправочных станций откроют неинтегрированные частные компании.

Специалисты недоумевают: даже если принять, что для одного объекта по уследненным оценкам нужна площадка размером 0,5 Га, то суммарно по всей России потребуется всего 25 км2. Пятнадцать стотысячных процента! При нынешних темпах - два года - только для оформления этих пяти тысяч участков потребуется <и>десять тысяч объекто-лет … (простите за корявое выражение).

Для сравнения: в Чехии полный цикл создания АГНКС (бумаги + стройка) составляет около одного года.

Комплекс сжижения на АГНКС Первоуральск
Комплекс сжижения на АГНКС Первоуральск

Кроме развитой бюрократии и недоразвитой инфраструктуры заправок к проблемам российского рынка участники семинара МДК в Екатеринбурге отнесли:
- скупые государственные субсидии (дотации) на закупку подвижного состава на газовом топливе;
- недружественную налоговую политику;
- реликтовые требования к помещениям для хранения, технического обслуживания и ремонта газового подвижного состава (автомобилей и локомотивов);
- непонятный запрет на въезд метановых автомобилей на территорию опасных производственных объектов;
- непрозрачные планы крупных игроков;
- дефицит отечественной автомобильной техники на СПГ заводского производства;
- слабое развитие системы авторизованного сервиса машин на КПГ и СПГ;
- неоправданную дороговизну российской криогеники для СПГ;
- завышенные цены газобаллонного оборудования и машин;
- высокие инвестиционные риски;
- полное отсутствие норм и правил организации пунктов технического обслуживания газовых локомотивов (ПТОЛ) – а широкое внедрение магистральных и маневровых локомотивов на СПГ не за горами.

Участники семинара на КСПГ ГРС-4
Участники семинара на КСПГ ГРС-4

Нельзя не сказать о проверяющих из всевозможных контролирующих и надзорных органов. Нескончаемой чередой идут они на объекты газомоторной инфраструктуры. Речь не о том, нужны ли они. Речь о том, что нужно упорядочить этот бесконечный круглогодичный процесс проверок, проводить их комплексно, довести до разумного перечень контролируемых параметров, сократить объем писанины, минимизировать искушение для недобросовестных надзирателей.

Отсутствие достоверной официальной и публичной статистики по газомоторному рынку на этом фоне выглядит пустяком. Хотя коммерческие перевозчики спрашивают и потенциальные инвесторы спрашивают, как можно развивать рынок, не зная его реального состояния.

На второй день семинара Управление «Уралавтогаз» совместно со Свердловской железной дорогой организовали технический тур на ГРС-4, где продемонстрировали процесс экипировки газотурбовоза ГТ1h-001 сжиженным метаном. Заправка 17 тонн СПГ занимает менее часа.

Участники семинара IBC также посетили установку сжижения природного газа на Первоуральской АГНКС и выставку автомобилей ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» на СПГ.

Вечером выдалась возможность совершить культпоход и увидеть ещё одно уральское чудо: Каслинский чугунный павильон. Это уникальное творение русских художников и матеров выставлено в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и, безусловно, заслуживает того, чтобы им восхититься.

Каслинский чугунный павильон
Каслинский чугунный павильон
Е.Н. Пронин
     На главную