17.11.2015: Метангейт-2

Sheberghan CNG Station

В США разразился новый скандал в газомоторной сфере. И опять замешана правительственная структура. В свое время ЦРУ уже отчитывалось о якобы приобретенных газовых автомобилях. Средства ушли, машины не пришли. Это был Метангейт-1.

Метангейт-2 случился в американском Министерстве обороны. В 2011 году бюджет выделил три миллиона долларов на строительство первой в Афганистане АГНКС (оборудование компании Atlas Copco). Станцию нужно было построить в городе Шибарган на севере страны в 140 км восточнее крупного города Мазари-Шариф и рядом с крупнейшим газовым месторождением.

АГНКС построили. Только вот, по данным Генерального инспектора по развитию Афганистана Джона Сопко, к 2014 военные сумели раздуть стоимость строительства с трех миллионов до US$ 42 718 739 (US$ 12,3 миллиона прямые затраты и US$ 30 миллионов накладные). В Пакистане в аналогичных политических и экономических условиях аналогичная станция (две раздаточных колонки по два пистолета) обходится в US$ 500 тысяч. Немногим больше чем в Европе. Американцы же умудрились потратить в 85 раз больше.

Заказчиком строительства выступало Тактическая группа по развитию бизнеса и стабильности (Task Force for Business and Stability Operations - TFBSO) Министерства Обороны, функционировавшая с 2009 по март 2015 год. Группа должна была осуществлять операции по восстановлению экономики Афганистана.

В своём Докладе Генеральный инспектор Дж. Сопко, проверявший деятельность TFBSO в Афганистане по поручению Президента Обамы, называет случившееся «некомпетентностью и мотовством», объяснения которым в МО США не дали. Завышенную стоимость еще можно было бы «проглотить», если бы АГНКС не построили там, где не было газопровода.

Возможно, высокая стоимость строительства частично объясняется необходимостью прокладки протяженного подводящего газопровода и обеспечением его безопасности в неспокойном регионе. Но это – только предположение.

По докладу Дж. Сопко, это - «Колоссальная растрата: Министерство обороны хлопнуло на строительство станции в Афганистане 43 миллиона. Это, должно быть, - самая дорогая газовая станция в мире. Не говоря уже об огромном нецелевом использовании денег налогоплательщиков.»

АГНКС призвана демонстрировать экологические и экономические преимущества КПГ, который стоит вполовину дешевле нефтяного топлива. 100 водителей такси уже выбрали КПГ как основное топливо, и, по сведениям из Шибаргана, 65 из них заправляются каждый день. В этих условиях на американцах лежит ответственность за обеспечение бесперебойной работы АГНКС.

Первая АГНКС в Афганистане
Первая АГНКС в Афганистане

В противном случае под угрозой находится благополучие афганских водителей и их семей. И такая ситуация уже складывалась. Из-за механической поломки пришлось принимать оперативные меры по отправке ремонтников и запасных частей. Кроме того, американцы пошли на создание Центра компетенции для подготовки местных специалистов. Вероятно, это тоже потребовало дополнительных средств.

Кажется, Тактическая группа по развитию бизнеса и стабильности была выбрана не случайно. Сегодня уже никто не может толком объяснить, на что израсходовано 800 миллионов выделенных ей долларов. А люди, которые там работали, уволились. Кто и почему санкционировал эти затраты – теперь вопросы без ответов.

В Афганистане МО США много чего тратит на непонятные проекты. Так на US$ 5,4 млн. закуплено неисправное оборудование для сжигания мусора. От US$ 400 до 500 миллионов пущено на закупку самолетов, которые по условиям Афганистана там использоваться не могут, и их просто уничтожили. Инспекторы не смогли обнаружить практические результаты многомиллионных проектов в области здравоохранения и создания рабочих мест для женщин Афганистана.

Е.Н. Пронин
Источники: http://america.aljazeera.com/, http://edition.cnn.com/,
http://www.atlascopco.com/, http://www.autoblog.com/,
http://www.foxnews.com/, http://www.pogo.org/

     На главную

e="1" face="Calibri">WebMaster