Блок 29.11.2015: Семинар по СПГ в Праге

IBC logo

24 ноября 2015 года в Праге пошел третий семинар Международного делового конгресса (МДК) «СПГ на автомобильном транспорте», организованный компаниями VEMEX s.a. («дочка» Gazprom Germania Gmbh, «внучка» ООО «Газпром экспорт», Группа Газпром), ООО «Газпром газомоторное топливо» и Группа компаний E.On.

Семинар МДК приурочен к крупнейшей в Чешской Республике выставке Czechbus-2015. Из названия мероприятий понятно, что оно посвящено в основном сектору автомобильных пассажирских перевозок. На выставке представлены собственно автобусы, компоненты, оборудование для технического обслуживания и ремонта.

В экспозиции были представлены автобусы почти всех крупнейших производителей автобусов в Европе. Большинство из участников представили машины на альтернативных энергоносителях. Но только Группа Газпром показала городской автобус Solcity на СПГ от польского производителя Solbus. По уровню выбросов автобус соответствует нормам Euro-6.

Автобус на СПГ'
Автобус Solcity на СПГ соответсвует нормам выбросов Euro-6

CЕМИНАР

Организаторы собрали более пятидесяти представителей чешских министерств, автотранспортных предприятий, изготовителей газовых автомобилей, производителей криогенного оборудования, баллонов для КПГ, компрессорного оборудования, девелоперов газозаправочной инфраструктуры.

Нужно сразу оговориться, что в Чехии пока нет опыта эксплуатации автомобилей на СПГ. В то же время ряд компаний заявили о намерениях начать освоение этого сегмента рынка уже в ближайшее время. Готовности чешского рынка внедрить криогенные технологии способствует не только активно развивающийся сегмент КПГ, но и наличие собственного производства оборудования для сжиженного метана.

За последние 10 лет Чешский газомоторный рынок получил серьезное развитие. Это отражают ключевые индикаторы (парк газовых автомобилей, численность АГНКС, спрос на КПГ), наличие развитой национальной газомоторной промышленности, степень вовлечения предприятий газовой промышленности в ГМТ-рынок, позиция органов государственного управления и т.д.

Чешский ГМТ-рынок начал развиваться крайне медленно, однако к середине 2010-х годов темпы развития ускорились. По состоянию на конец 2015 года Чехия занимает 10 место в Европе по реализации КПГ автотранспорту (38 млн. м3) и восьмое – по численности А ГНКС (110 станций) и парку метановых автомобилей (12 тысяч, включая 800 пассажирских автобусов).

Индикаторы ГМТ-рынка'
Индикаторы ГМТ Чехии в 2004 – 2015 годах

В Чешской Республике сформировалась весьма развитая газомоторная отрасль по производству главного оборудования: газовые автобусы (Tedom, SOR), легковые автомобили (Skoda Octavia G-Tec), криогенная техника для СПГ, включая стационарное и передвижное заправочное оборудование (Chart industries), сосуды высокого давления (Vitkovice).

Участники ГМТ-рынка
Участники ГМТ-рынка

Важно то, что выпускаемое в Чехии газоиспользующее и газозаправочное оборудование полностью экспортопригодно и пользуется спросом.

Даже на фоне падения нефтяных цен привлекательность КПГ остается высокой – в Чехии <и>метан на 35% дешевле дизельного топлива. А относительно СУГ привлекательность природного газа стала временно отрицательной.

Цены топлива
Розничные цены на моторное топливо в Чехии в ноябре 2015 года

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

Уверенность в завтрашнем дне газомоторного рынка Чехии дает позиция органов исполнительной власти. На семинаре присутствовали и выступили представители Министерства транспорта, Министерства промышленности и торговли и Министерства охраны окружающей среды. Они рассказали о том, что, во исполнение Директивы Евросоюза 2014/94 Чехия разрабатывает Национальный план действий «Чистая мобильность». План направлен на внедрение альтернативных видов моторного топлива на транспорте.

Национальный план действий преследует следующие стратегические цели:
•  сокращение выбросов загрязняющих веществ от транспорта, особенно в городах;
•  снижение зависимости от жидкого топлива;
•  диверсификация источников моторного топлива;
•  повышение эффективности топливного баланса на транспорте;
•  развитие промышленности Чешской Республики.

АГНКС Vemex
Новая автоматическая АГНКС компании Vemex в Праге

Национальный план должен быть утвержден в октябре 2016 года. На основе рекомендаций ЕС по плотности сети (150 км для АГНКС и 400 км для КриоАЗС) План будет включать три инфраструктурных раздела:
•  создание минимальной инфраструктуры для заправки (зарядки) транспорта альтернативными видами топлива до 2020 года;
•  развитие заправочной инфраструктуры вдоль главных транспортных коридоров TEN-T до 2025 года;
•  строительство баз бункеровки речных судов сжиженным природным газом до 2030 года в ключевых портах TEN-T (для Чехии речь идет о реке Эльба).

Национальный план действий предусматривает развитие СПГ-сегмента газомоторного рынка. Нельзя назвать эти цифры очень амбициозными. Однако основа будущего рынка СПГ вполне просматривается.

Программа СПГ
Программа развития сегмента СПГ в Чехии

Как ни парадоксально, но развитие газомоторного рынка сдерживает позиция чиновников из Европейского Союза. Они требуют, чтобы к 2020 году во всех странах Союза акцизами должны быть обложены все виды моторного топлива. Такое «выравнивание» налогового ландшафта в условиях неравномерной политической и экономической поддержки альтернатив бензину и дизельному топливу неизбежно приведет к подорожанию КПГ и СПГ в тех странах, где сегодня пока акциза на метан нет.

К другим проблемам рынка, требующим решения относятся: отсутствие единой системы нормирования объектов ГМТ-бизнеса, системы технического обслуживания газовой техники, требований противопожарной безопасности. Отсутствуют меры поддержки предпринимателей. Нет программ информирования населения.

ВЫСТАВКА АВТОБУСОВ НА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВИДАХ ТОПЛИВА

На выставке Czechbus-2015 были показаны различные пассажирские транспортные средства, использующие альтернативные топливные подходы. В частности, были автобусы на компримированном природном газе продемонстрировали гранды Мерседес, Ивеко, Скания (междугородный). Чешский газовый автопром был представлен компанией SOR. В классе автобусов на СПГ пока был только польский Солбус.

MB Citaro CNG bus IVECO CNG bus
Scania CNG bus SOR CNG bus
Solbus LNG bus front BUS_LNG_Solbus350Rear
Е.Н. Пронин
     На главную