14.12.2015: Семинар по СПГ в Берлине

Природный газ глазами европейского автопрома

IBC logo

9 декабря 2015 года в Берлине прошел заключительный семинар Международного делового конгресса (МДК) по теме «СПГ на автомобильном транспорте». Организовали семинар немецкие компании E.On и Ergdgas Mobil.

Об интересе германских коллег к предложенной теме свидетельствует состав гостей и докладчиков. В семинаре приняли участие более 30 представителей различных организаций и компаний ФРГ: Бундестаг, Министерство транспорта и инфраструктуры, Министерство экономики и энергетики, Союз автомобильной промышленности, Daimler Buses, MAN SBRE, MAN Truck & Bus, IVECO Magirus, Volvo Group Truck.

Можно сказать, что представители европейского автопрома единодушно и однозначно высказались в пользу перехода на КПГ и СПГ в первую очередь на тяжелой технике: автобусы и грузовики.

Компания IVECO

Manfred Kuchlmayr

О работе компании IVECO в области газификации автотранспорта рассказал представитель внешнеэкономического блока Manfred Kuchlmayr. Продукция компании охватывает впечатляющую гамму машин различного назначения: грузовики (кузовные и магистральные тягачи), автобусы (городские, междугородные, туристические), экскаваторы, тракторы, комбайны, карьерные самосвалы, военные и противопожарные автомобили, фургоны и джипы.

Компания IVECO активно работает в области повышения топливной экономичности и экологической безопасности. Цель у компании такая же, как и у других: обеспечить выполнение норм токсичности Euro-VI. Для достижения этой цели IVECO работает по двум главным направлениям:
• в области силовых схем: электропривод, параллельные и последовательные гибридные схемы;
• в области альтернативных видов моторного топлива: метано-водородные смеси, биотопиво нового поколения и природный газ.

Emissions Крупный график

В то же время, сравнивая различные нормы выбросов (EEV – environmentally enhanced vehicle/автомобиль повышенной экологической безопасности/ и Euro-VI) с результатами замеров на газовом двигателе Cursor, инженеры IVECO подтвердили: природный газ с большим запасом позволяет выполнить самые жесткие требования к отработавшим газам.

Диаграмма «Нормы выбросов» наглядно демонстрирует, что природный газ является единственным экономически приемлемым и оперативным решением проблемы снижения негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду.

На сегодняшнем уровне развития науки и техники дальнейшее совершенствование двигателей и нефтяного топлива не гарантирует получение желаемого результата за приемлемые средства. Manfred Kuchlmayr считает, что дальнейшее ужесточение норм токсичности отработавших газов создаст серьезные проблемы для дизельных автомобилей.

Интересен комментарий г-на Кюльмайера о том, что для корпорации IVECO нет большой разницы в том, машинами на каком углеводородном топливе (ископаемом или возобновляемом) торговать : дизельными, на КПГ, на СПГ. Доля IVECO в производстве основных узлов, агрегатов и компонентов в любом случае остается высокой. Неприятности настанут в том случае, если будет принято решение о переходе на электричество. Вот тогда кроме, наверное, шасси, IVECO мало что останется.

LNG IVECO

Кроме эколого-экономических преимуществ компания IVECO предлагает гибкий подход к требованиям конкретных заказчиков. Дальность пробега на одной заправке является критическим показателем. В зависимости от типа работы – местные, региональные или дальнемагистральные перевозки – автомобиль может быть оснащен соответствующей системой хранения природного газа: КПГ, СПГ или их комбинация. Дальность пробега газового грузовика IVECO Stralis доведена до 1000 км, что делает машину вполне конкурентоспособной во всех сегментах перевозок.

Оппоненты природного газа на транспорте муссируют тему потерь топлива за счет нагревания и выкипания криогенного топлива. Опыт эксплуатации грузовиков IVECO Stralis на СПГ опровергает этот тезис: непроизводственных потерь сжиженного метана нет. Данный "аргумент" противников газификации транспорта оказался, как и многие другие, несостоятельным.

Резюмируя своё выступление, Manfred Kuchlmayr также подчеркнул, что среди ключевых критериев выбора автомобиля для перевозчика важны цена топлива, цена машины, её качество, наличие инфраструктуры и вторичного рынка.

Дальность пробега

Компания MAN

Joachim Theile-Ochel

Выводы специалистов IVECO поддержал представитель другого крупнейшего автопроизводителя – компании MAN Joachim Theile-Ochel. По его словам, для выполнения норм Евро-VI дизельный автомобиль необходимо оснастить системой рециркуляции отработавших газов, трехкомпонентным каталитическим нейтрализатором, системой хранения и впрыска мочевины. Для газового двигателя достаточно иметь только нейтрализатор. Использование природного газа позволяет обеспечить выбросы СО2 на уровне 124 гр./км

"Атака на газ", - именно так выразился Joachim Theile-Ochel, - идет не со стороны нефтяников. Все сильнее внедрению метана сопротивляются сторонники электротранспорта. Представитель IVECO подчеркнул, что природный газа более предпочтителен, чем электричество. Суммарные выбросы по цепочке "от скважины до колеса" (Well-to-Wheel) у природного газа ниже, стоит метан меньше, а газовая заправочная инфраструктура развита лучше, чем электрическая. Автопроизводители должны учитывать все эти факторы при выработке бизнес стратегии.

Компанию MAN нельзя заподозрить в некомпетентности. Они работают с газовыми автомобильными двигателями с 1943 года и освоили системы управления подачей газа трех поколений: от карбюраторных до впрысковых. Только с 2000 по 2013 год компания продала в 22 европейских странах восемь тысяч газовых автобусов и грузовиков. В одной только Швеции сегодня работают более тысячи автобусов MAN на КПГ.

Lion's City GL CNG Bus

По мнению специалистов компании MAN, к 2020 мировой парк газовых автомобилей достигнет 65 миллионов единиц. Объяснение простое: природный газ – единственное решение проблем общественного транспорта, поскольку он надежен, экологически безопасен, нейтрален по СО2 в смеси с биометаном, экономически доступен.

Joachim Theile-Ochel отмети, что компания MAN работает над использованием СПГ и водорода, однако подробностями не поделился. Зато уточнил, что в области КПГ для пассажирских автобусов работы расширяются. MAN предлагает клиентам пять модификаций газовых автобусов: две в классе машин большой вместимости (соло, 12 м) и три в классе особо большой вместимости (сочлененный, до 18,75 м). Машина марки Lion's City GL CNG на КПГ была названа "Автобусом 2015 года".

Представитель Группы MAN не исключил того, что скоро может наступить время отказа от дизельного топлива как наиболее экологически опасного. При этом он предположил, что запрет не ограничится только дизтопливом, но и распространится на все ископаемые углеводороды, включая природный газ. В этой связи он порекомендовал газовикам начать работу над так называемым "интеллектуальным" газом (smart gas). Этим красивым термином он назвал синтетический газ, полученный с использованием энергоносителей из возобновляемых источников.

Главный тормоз рынка метана для транспорта, - подчеркнул Joachim Theile-Ochel, - по-прежнему является слабое развитие сети заправочных станций. В качестве примера он привел ситуацию, недавно сложившуюся в венгерском городе Капошвар. С помощью средств Евросоюза мэрия приобрела 40 низкопольных автобусов MAN на КПГ (25 соло и 15 сочлененных), которые вынуждены ездить на заправку за город, так как АГНКС в автопрелприятии пока не построили.

Потери времени и топлива на "холостые пробеги" (читай "денег") снижают экономическую эффективность и привлекательность проекта. И если муниципальную компанию еще можно принудить работать по такой схеме, то частное автопредприятие не станет переходить на газ, если это нарушит привычные комфортные условия деятельности.

Компания Daimler

Rudiger Kappel

Компанию Daimler на семинаре представлял сотрудник коммерческого блока Rudiger Kappel. Среди ключевых условий успешного бизнеса было названо наличие авторизованного сервиса. Так, в настоящее время в Европе концерн Daimler имеет более ста сервисных центров только для автобусов. Перевозчики уже сталкивались с тем, что автопроизводитель не продает газовую технику на национальных рынках из-за отсутствия квалифицированного технического обслуживания.

По сложившейся практике продолжительность эксплуатации нового автобуса составляет 8 - 10 лет; грузовика 5 - 6 лет. Для газовой техники этот срок может быть несколько увеличен. Однако, в любом случае перевозчики при принятии решения о покупке машины на метане смотрят на наличие вторичного рынка для реализации техники, бывшей в эксплуатации. Отсутствие вторичного рынка расценивается как один из рисков.

MB Turnover 2014 Крупный график

Компания Daimler является игроком глобального автомобильного рынка. По словам Р. Каппеля в настоящее время в мире эксплуатируют более 40 тысяч автобусов Мерседес; в т.ч. в Европе - 9400 единиц (30% парка) . Газовые автобусы Daimler также прокладывают себе дорогу к потребителю. В 2011 - 2013 годах концерн поставил заказчикам 244 машины на КПГ.

Даймлер выпускает газовые автобусы в большом классе (соло, 12 м, 4 баллона) и особо большом (сочлененный, 18 м, 8 баллонов). Пробег сочлененного автобуса на одну заправку составляет 690 км. Газовая версия автобуса, по словам представителя концерна, соответствует нормам выбросов Euro-VI. Время производства и поставки газового автобуса при заказе составляет около трех месяцев.

Сегодня Группа Daimler полностью освоила все необходимые газовые технологии, и практически не возникает трудностей с собственным производством или комплектацией газовых автомобилей. "Газовые технологии созрели", - подчеркнул Rudiger Kappel. А вот в области электромобильности такой технологической готовности пока нет. Это является ещё одним аргументом в пользу природного газа как топлива сегодняшнего дня, а не абстрактного будущего.

Компания Volvo

Burkhard Zech

Представитель компании Volvo Group Trucks Central Europe GmbH г-н Burkhard Zech презентаций на семинаре не делал, однако принял активное участие в дискуссии. Впрочем, известно, что уже несколько лет компания работает над газодизельным грузовиком серии FM на КПГ и СПГ.

Инженеры компании утверждают, что в газовом исполнении автомобиль стал мощнее; топливная экономичность повысилась на 25%; энергоэффективность выросла на 30% - 40%; двигатель, оборудованный системой распределенного непосредственного впрыска, работает тише и мягче; по содержанию СО2 отработавшие газы стали на 70% чище.

LNG Volvo FM

Машина оснащена 6-цилиндровым газодизельным двигателем объемом 12,8 л мощностью 338 кВт при 1400-1850 об./мин; максимальный крутящий момент 2300 Н•м при 1100-1400 об./мин; степень сжатия 17.8:1; СПГ или сжиженный биометан хранятся в криобаке вместимостью 280 л (слева); запас дизельного топлива – 150, 240 или 330 л (справа).

Экономисты компании Volvo утверждают, что инвестиции в приобретение газодизельного грузовика окупаются в течение 3 - 5 лет эксплуатации.

По вопросам экологической безопасности, применяемых видов топлива и их источников Представитель компании Volvo подчеркнул необходимость дождаться решений Европейского Союза.

Timm Kehler

Общий итог семинара подвел Timm Kehler - Председатель Наблюдательного совета компании Zukunft Erdgas e.V (более известной как Ассоциация Erdgas mobil).

Поскольку встреча газомоторщиков и автопроизводителей в таком формате прошла впервые, то участники пока не были готовы давать какие-либо рецепты дальнейшего развития.

Скорее, были обозначены вопросы, которые требуют дальнейшей совместно проработки. В берлинский список вошли следующие темы:
• распределение рисков между участниками ГМТ-рынка;
• оптимизация издержек при производстве газовых автомобилей;
• развитие газозаправочной инфраструктуры;
• формирование системы авторизованного технического обслуживания техники на КПГ и СПГ;
• необходимость организации тестовой эксплуатации газовых машин;
• противоборство и синергия различных видов альтернатив традиционных силовых схем и видов моторного топлива;
• привлечение научного сообщества к экспертизе проектов и концепций в области массового внедрения природного газа на транспорте;
• создание вторичного рынка для газовых машин, бывших в эксплуатации.

Отдельно следует отметить интерес европейских автопроизводителей к возможностям продажи ГБА с пробегом в Росси. Представляется более перспективным не просто ввозить в Россию б/у-технику, а организовать сборку, производство и техническое обслуживание новых газовых автомобилей зарубежных марок на нашей территории. Внимание российского руководства к масштабной газификации транспорта дает основания для уверенности в том, что эта техника будет востребована.

На берлинском семинаре не обсуждались нормативно-правовые аспекты производства и эксплуатации автомобилей на природном газе, хотя в этом сегменте общего европейского ГМТ-рынка немало вопросов, требующих гармонизации. Достаточно упомянуть то, что даже в рамках Европейского союза пока ещё существуют не просто расхождения национальных требований, но даже противоречия.

Представляется целесообразным продолжить и расширить диалог, начавшийся между автомобилестроителями и газовиками. Именно от них зависит успешное развитие газомоторного рынка, на котором эти две отрасли экономики являются стратегическими партнерами. В следующий раз они могли бы встретиться в Санкт-Петербурге в конце мая 2016 года в рамках Годового общего собрания Международного делового конгресса, который и является спонсором прошедших в Екатеринбурге, Риге, Праге и Берлине семинаров. Конечно же, на эту встречу нужно пригласить и представителей автотранспортных компаний.

Завершить следующую встречу можно торжественным стартом X Международного Автопробега "Голубой коридор - 2016: Янтарный путь".

BC2016 Logo
Е.Н. Пронин
     На главную