8.1.2016:Зоны регулируемых выбросов в КНР

В соответствии с Международной Конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. с изменениями 1978 г. (МАРПОЛ-73/78) в декабре 2015 года Министерство транспорта КНР опубликовало поэтапный план введения в действие ограничений содержания серы в судовом топливе. Ограничения не распространяются на военные, рыболовные и спортивные суда.

Нужно подчеркнуть, что Конвенция ограничивает содержание серы не в отработавших газах (ОГ), а в бункерном топливе. Китайские власти намерены сократить его примерно на 80%.

Минтранс Китая подчеркивает, что прямого требования переходить на использование природного газа не существует. СПГ является только одним из инструментов выполнения этих экологических рекомендаций наряду с использованием метанола, скруберов (система очистки ОГ), подключение к береговым источникам энергии и т.д.

Определены следующие этапы введения ограничений на серу:
•  С 1 января 2017 года доля серы в топливе судов в базовых портах зон с регулируемыми выбросами (ЗРВ – ECZ – Emission Control Zone, аналог европейской ECA – Emission Control Areas), не должно превышать 0,5%.
•  С 1 января 2018 года требование использовать малосернистое топливо распространится на все порты ЗРВ.
•  С 1 января 2019 году ограничение распространится на всю глубину территориальных вод (12 мор. миль) в границах ЗРВ.

Зоны регулируемых выбросов в КНР Зоны регулируемых выбросов в КНР

До конца 2019 года власти Китая должны определиться с тем, будут ли ограничения по содержанию серы ужесточены (например, до 0,1%, как в Европе, Северной Америке и Карибском бассейне).

В Китае организованы три зоны с регулируемыми выбросами:
•  Бохaйский залив (в северо-западной части Жёлтого моря) с тремя портовыми комплексами: Тяньжин, Циньхуандао, Таншань, Хуанхуа, обслуживающими Пекинский экономический район;
•  Дельта реки Янцзы: Нинбо-Чжоушань, Сучжоу, Наньтун, обслуживающими Шанхайский район;
•  Дельта Жемчужной реки: Шэньчжэнь, Чжухай, Гуанчжоу.

Отдельно будет рассматриваться вопрос о портовых комплексах Гонконга и Макао.

О мерах наказания нарушителей в Китае пока ничего не сообщается.

В США, например, Агентство по охране окружающей среды предложило прогрессивную шкалу, предусматривающую, базовые штрафы в диапазоне от USD 150 до USD 750 за метрическую тонну нештатного топлива, использованную в пределах ЗРВ, в зависимости от содержания серы от 0,15% до 3,5% и выше при первом нарушении. Последующие и систематические нарушения повлекут за собой штраф в размере от USD 2500 до USD 15000 за тонну в сутки.

Американская формула учитывает собственно массовое содержание серы в топливе, объем сожженного топлива и систематичность нарушения. Конкретные размеры штрафа зависят от нескольких параметров: тип судна, водоизмещение, скорость движения, мощность и загруженность главных и вспомогательных силовых установок, средний расход топлива в море и у причала и т.д. В Евросоюзе полагают, что американцы, скорее всего, проводят проверку качества топлива по документам; без анализа проб.1)

Шкала штрафов
Шкала штрафов за превышение содержания серы в судовом топливе

Главным фактором привлекательности СПГ для бункеровки морских судов является его дешевизна относительно дистииллята MGO или мазута HSFO вкупе с применением скруббера. К сентябрю 2015 года в связи с глобальным падением цен на нефть СПГ и метанол временно потеряли экономические преимущества перед MGO.

Нужно помнить, что цена заправленного в судно СПГ, как правило, значительно выше спотовой цены.

Важен вопрос о контроле исполнения требований по сокращению содержанию серы в судовом топливе во время пребывания в зоне с регулируемыми выбросами. Агенство Платтс (Platts Bunkerworld) получило данные из Европейского союза: в первой половине 2015 года количество проверок качества топлива удвоилось; инспекции подверглись 1458 судов, у 89 (6%) из которых были зафиксированы нарушения, связанные в основном с ошибками в документации; 20% нарушений были выявлены по результатам анализа проб топлива.

В Швеции незначительные превышения установленной нормы были выявлены только у 5% проб. А в Норвежской части ЗРВ балтийское – Северное море оштрафовали только 3% проверенных судов, содержание серы в топливе которых составило 1,3%. По данным датской станции мониторинга выбросов в Большом Бельте, в первом квартале 2015 года топливо 98% проходящих судов соответствовало требованиям по сере.2)

Вероятно, международная практика отбора проб топлива будет расширяться. Об этом свидетельствует создание осенью 2015 года в рамках Регистра Ллойда новой экспертной компании Lloyd's Register GMT Ltd (LR GMT)3). Путем приобретения новых активов и слияния существующих Группа Lloid ставит перед собой задачу стать лучшей компанией в мировом сегменте сбора и анализа проб судового топлива. По данным компании LR GMT, за восемь месяцев 2015 года только 1,23% проб топлива выявили превышение содержания серы в MGO.

Е.Н. Пронин
Источники:
1) North American and U.S. Caribbean Sea Emissions Control Areas. Penalty Policy for Violations by Ships of the Sulfur in Fuel Standard and Related Provisions. U.S. Environmental Protection Agency. January 2015
http://www.epa.gov/sites)
2) ECA Watch: What's the score? November 2015 issue of the Bunker Bulletin
http://www.sustainableshipping.com/
3) Ресурс Ship & Bunker News; http://shipandbunker.com/
    
На главную