08.01.2015. Развитие глобального рынка ГМТ в 2004 - 2014 годах

Нефтепродукты продолжают оставаться доминантой топливного баланса в транспортном секторе как мировой, так и европейской экономики. По оценкам аналитиков, они занимают примерно 92% топливного рынка Старого Света. Тем не менее, спрос на природный газ для транспорта продолжает расти. По данным Агентства NGV Communications Group, к концу 2014 года главные индикаторы мирового газомоторного рынка составляют: парк метановых автомобилей – 22,3 миллиона единиц; АГНКС – 26,5 тысяч; учтенный спрос на КПГ/СПГ - 29,4 миллиарда кубических метров, а расчетный - минимум 40,4 миллиарда кубических метров. В Европе на метане работают 1,4 миллиона машин; построены почти 4 200 АГНКС; учтенное потребление природного газа автотранспортом в 2014 году составит 2,84 миллиарда кубических метров. Среднеевропейская цена 1 килограмма природного газа для транспорта в 2014 году оставалась около 1 евро.

Развитие мирового рынка КПГ и СПГ
Развитие мирового рынка КПГ и СПГ

Наиболее существенное, лавинообразное развитие рынка природного газа в качеств моторного топлива в последние годы отмечается в Азии. В 2004 по 2014 годах парк автомобилей на метане в этой части света вырос более чем в 16 раз. Иран, Китай и Пакистан имеют примерно по 25% от общего парка ГБА в Азии, насчитывающего более 15 миллионов метановых машин. По имеющейся информации, это является следствием принудительного и поощрительного государственного управления рынком ГМТ. Для сравнения парк газовых автомобилей вырос
- в Австралии и Океании в 1,2 раза;
- в Северной Америке в 1,9 раза;
- в Южной Америке 2,4 раза;
- в Европе 2,5 раза;
- в Африке – 3,7 раза.
В среднем мировой парк автомобилей на КПГ и СПГ за 10 лет вырос в 5,6 раза.

Лидеры мирового ГМТ рынка в 2014 году: парк ГБА
Лидеры мирового ГМТ рынка в 2014 году: парк ГБА

Количественный рост российского парка газовых машин за последнее десятилетие составил 2,2 раза. Ориентировочно на российских дорогах сегодня работают примерно 90 тысяч машин. Точную цифру назвать невозможно, поскольку официальную государственную статистику прекратили собирать в конце 90-х годов ХХ века, т.к. исчез надведомственный орган, координирующий рынок природного газа для транспорта.

Это привело к ликвидации какого либо системного планирования развития рынка ГМТ (включая сегмент СУГ): сколько, каких и когда нужно произвести в России,– именно произвести, а не просто купить за рубежом ,- транспортных средств (по отраслям, регионам, типам), баллонов и криогенных баков, компрессорного и криогенного оборудования, блоков управления/связи и прочих комплектующих; где, сколько и какого газомоторного топлива потребуется; как и где развивать инфраструктуру; как модернизировать нормативно-правовую базу; как организовать эффективное государственно-частное партнерство.

Возобновление статистического учета – первый шаг на пути восстановления государственного управления в данной сфере в интересах повышения Российской экономической, экологической и топливной безопасности.

Лидеры мирового ГМТ рынка в 2014 году: сеть АГНКС
Лидеры мирового ГМТ рынка в 2014 году: сеть АГНКС

В 2014 году Российская национальная сеть АГНКС увеличилась до 270 станций. В основном за счет газовых заправок в Крыму – 16 единиц (см. Раздел «Архив 2013 – 2014», 17.03.2014. Метанограф: Сеть АГНКС Крыма). Интеграция этих объектов в единое нормативно-техническое, правовое и коммерческое пространство, а также разработка генеральной программы развития крымчского рынка ГМТ – задачи ближайшего времени.

В Крыму имеются не только предпосылки для развития рынка компримированного газа (сложившаяся сеть АГНКС, наличие пунктов переоборудования и обслуживания ГБА, привлекательная цена КПГ), но и факторы, сдерживающие метанизацию автомобильного и в перспективе водного транспорта: развитая сеть АГЗС и внешне дестимулирующая разница цен на СУГ (18.60 руб./л) и КПГ (18.00 руб./куб.м). Крымским водителям еще нужно объяснять, что фактическая стоимость СУГ в количестве эквивалентном литру бензина составит более 24 рублей.

АГНКС Ялта
АГНКС города Ялта

Глобальный спрос на природный газ для транспорта в прошедшее десятилетие значительно увеличился. По данным NGV Communications Group, с января по ноябрь 2014 года он составил более 24 миллиардов кубических метров. Однако данные по объемам реализации природного газа для транспорта предоставляют далеко не все страны, включая обладателей крупнейших парков газовых машин: Пакистан, Китай, Таиланд, Узбекистан. С учетом этих и других стран мировой спрос на метан в транспортном секторе, рассчитанный по методике GVR, в 2014 году составил не менее 40 миллиардов кубических метров. Если принять за среднегодовой темп прироста спроса на метан 16,5% (на горизонте 10 лет), то глобальный годовой объем потребления транспортом может достичь в 2020 году 75 миллиардов кубических метров. И это без учета объемов газа для бункеровки судов водного транспорта.

Лидеры мирового ГМТ рынка в 2014 году: спрос на КПГ/СПГ
Лидеры мирового ГМТ рынка в 2014 году: спрос на КПГ/СПГ

Анализ удельных показателей позволяет более полно представить картину развития рынка использования природного газа в качестве моторного топлива. Так, например, среднее количество газовых автомобилей и средняя реализация природного газа на одну АГНКС в год повышают корректность оперативного планирования чтроительства газозаправочной инфраструктуры.

Парк ГБА на 1 АГНКС Реализация ПГ на 1 АГНКС
Количество ГБА и реализация ПГ на 1 АГНКС в год

Удельный спрос на природный газ в расчете на 1 ГБА в год позволяет сделать экспресс-оценку структуры национального парка газовых машин: чем выше значение спроса, тем больше доля тяжелой техники - автобусов и грузовиков. Так, например, удельный спрос в Великобритании превышает 54 тысячи кубических метров газа в год. При этом из общего парка метановых машин в 660 единиц, 600 – грузовые автомобили. В Южной Корее из более чем 40 тысяч автомобилей 31 тысяча – автобусы; удельный спрос на метан в стране составил в 2014 году 27,5 тысячи кубических метров.

В Индии из 1,8 миллиона ГБА 500 тысяч единиц приходятся на легковую пассажирскую и грузовую технику, а 800 тысяч – на сверхлегкую: моторикши. Удельный спрос на метан в 2014 году оценивается в 1,1 тысячи кубических метров.

Удельное потребление ПГ на 1 ГБА в год, тыс. куб.м
Удельное потребление ПГ на 1 ГБА в год, тыс. куб.м

Таким образом, удельный спрос на природный газ для транспорта необходимо рассматривать в увязке с численностью и структурой парка ГБА. Продолжающийся рост интереса к сжиженному природному газу также находит отражение в увеличении парка магистральных тягачей и повышению удельного спроса.

Е.Н. Пронин
Metanograph
На главную