9.03.2016: Развитие водородной автоинфраструктуры Европы

Водород в качестве моторного топлива продолжает оставаться предметом исследований, разработок и демонстрационных проектов. Существует мнение, что коммерческое внедрение водорода совсем рядом: до нег осталось менее десяти лет. Компании OMV, Shell, Total, Air Liquide, Linde и Daimler объединили усилия в демонстрационном проекта H2 Mobility (Водородная мобильность).

Демонстрационный автомобиль MB на ТЭ
Мерседес класса B на топливных элементах

Развитием водородной заправочной инфраструктуры уже занимаются многие европейские компании: AGA, Air LiquideAir products, AREVA, BOC, Danish Hydrogen Fuel, H2 Logic, Hydrogen Link, Hydrogen Sweden, HyNor, HyOP, Icelandic New Energy, ITM Power, Linde, McPhy.

В настоящее время в Европе уже действуют чуть менее 50 водородных АЗС: 3 в Норвегии (план к 2020 году минимум 20 станций), 6 в Великобритании (план к 2030 году 1150 станций), 8 во Франции (план к 2020 году 15 - 20 станций), 9 в Дании и 18 в Германии (план к 2023 году 400 станций). В скандинавских странах (Дания, Исландия, Норвегия, Швеция) в целом к 2020 году предполагается открыть 150 водородных заправок.

В Норвегии зарегистрирована новая компания Uno-X Hydrogen AS, задачей которой является строительство национальной сети водородных АЗС. Программа предусматривает создание до 2020 года минимум 20 станций во всех крупных городах Норвегии: в Осло, Бергене, Тронхейме, Ставангере, Кристиансанне и в транспортных коридорах, соединяющих их.

Новое общество создали компания Uno-X Gruppen AS (51%) и компания NEL Fuel AS (49%). Первая компания занимается строительством и эксплуатацией АЗС (известный норвежский бренд Uno-X). Вторая – специализируется на изготовлении и поставке более чем в 50 стран мира оборудования для производства (методом электролиза воды), хранения, транспортировки и заправки автотранспорта водородом.

На своих станциях (H2Station®) группы Uno-X и NEL планируют обеспечивать компримированным водородом автомобили на топливных элементах. По оценке руководства компании Uno-X, в 2016 году может начаться рост продаж водородных автомобилей.

АЗС сети Uno-X, Норвегия
АЗС сети Uno-X, Норвегия

В Дании основа водородной заправочной сети уже создана. В начале марта 2016 года в городе Колдинг открылась девятая по счету (и уже третья за последние полгода) водородная заправка. С вводом этой станции в эксплуатацию проезд автомобилей на топливных элементах из Дании в Германию стал более комфортным: от Колдинга до Гамбурга, где также есть компримированный водород всего 245 км.

Водородную заправку в Колдинге построила компания Danish Hydrogen Fuel A/S (DHF), участниками которой являются нефтяная компания OK, газовая компания Strandmoellen и инжиниринговая компания H2 Logic. Партнеры намерены построить пять заправок, три из которых уже введены в эксплуатацию.

Водородное оборудование размещается на стандартных публичных АЗС компании OK, работающих в режиме 24/7. Водород поставляет компания Strandmoellen со своего электролизного завода. Технология заправки H2Station®, - та же, что применяется в Норвегии,- разработана компанией H2 Logic. Оборудование поставляет компания H2 Logic. Давление заправки автомобиля составляет 700 атмосфер, что обеспечивает полную заправку автомобиля за 3 - 5 минут.

Предыдущая водородная заправка была открыта в городе Орхус. Там, как и в Колдинге, предполагается заправлять небольшой парк автомобилей на водородных топливных элементах от производителей Hyundai и Toyota.

Водородная заправка в Колдинге, Дания
Водородная заправка в Колдинге, Данияя

В Скандинавии очень бережно относятся к природе, и поэтому готовы внедрять водородные технологии на транспорте даже при том, что их применение не дает непосредственного экономического выигрыша. Главным мотивом организаторов проекта является о, что автомобили на топливных элементах имеют нулевые выбросы.

Е.Н. Пронин
Источники:
http://www.nel-hydrogen.com, http://www.ngvjournal.com
http://www.nel-asa.com, http://h2me.eu, http://www.fch.europa.eu