06.02.2015: Метан на транспорте КНР

< Автобус Ютун на водородных топливных элементах
Автобус Ютун на водородных топливных элементах

Китай – стремительно развивающаяся газомоторная держава. В КНР освоили использование природного газа на всех видах транспорта, кроме авиации. Хотя, утверждать это с уверенностью сложно из-за ограниченности информации. Вероятно, работы в этом направлении идут. В относительно короткие сроки практически с ноля создана вся газомоторная подотрасль для КПГ и СПГ: от промышленности и заправочной инфраструктуры до сервиса и экспорта.

На прошедшей в ноябре 2014 года 8-ой Китайско-японской конференции исследования нефтяных рынков со ссылкой на НИИ экономики и технологий КННК – Китайской национальной нефтегазовой корпорации, что по состоянию на конец 2013 года только газодизельных автобусов и грузовиков в Китае насчитывалось два миллиона. Объем потребления природного газа этим парком машин оценивается в 20 млрд. м3, что позволяет заместить 16 млн. тонн дизтоплива, т.е. 5% от общего объема потребления этого топлива автомобильным транспортом.

По прогнозам НИИЭиТ КНР, потребление природного газа и замещение нефтепродуктов на национальном транспорте может составить:
в 2015 году - 27,8 млрд. м3/ 23 млн. т;
в 2020 г. - 44,5 млрд. м3 (при оптимистичном сценарии этот показатель может достичь 50,6 млрд. м3)/ 36,7 млн. т;
в 2030 г. - 58 млрд. м3 (75,2 млрд. м3)/ 47,8 млн. т.

Китай активно развивает национальное производство газозаправочной и газоиспользующей техники. КНР превратился в экспортера АГНКС, криогенного оборудования, двигателей, автомобилей. Китайское оборудование завоевывает рынок. Так недавно китайский грузовик на СПГ Yuchai C&C с двигателем YC6K1340N (Национальный экологический класс V) получил звание «Грузовик года» в номинации «топливная экономичность». Двигатель работает на бедных смесях, что позволило сократить энергозатраты на четверть. Его изготавливает компания Guangxi Yuchai Machinery Company Limited ("GYMCL") – дочернее общество концерна China Yuchai International Limited. В 2013 году завод GYMCL продал 500,7 тысячи двигателей. Недавно компания GYMCL выиграла тендер на поставку 587 газовых двигателей серии YC6K13N для поставки одному из китайских производителей автобусов.

КНР не ограничивается только природным газом. Эксплуатационные испытания уже проведены на нескольких поколениях водородной техники. А в декабре 2014 года компания Yutong продемонстрировала чиновникам из Программы развития ООН (UNDP) автобус на водородных топливных элементах, который создается при финансовой поддержке ООН. Машина соответствует тому-же пятому классу экологической безопасности, что и грузовик Yuchai C&C.

ООН не единственная международная организация, сотрудничающая с КНР в области развития национального газомоторного рынка. В декабре 2014 года Азиатский банк развития сообщил о предоставлении Китайской газовой холдинговой компании займа в 450 миллионов долларов на строительство инфраструктуры. К 2018 году Китай намерен построить 20 пунктов бункеровки речных судов сжиженным природным газом, 600 АГНКС и 200 КриоАЗС в основных транспортных коридорах.

Источники: ООО «Газпром экспорт», China Yuchai International Limited, GNV magazine, Yutong
Metanograph