09.05.2015. Газовые машины на Войне

Историю Победы в Великой Отечественной Войне писали миллионы людей на фронте и в тылу. О многом рассказывает эта Великая Книга. Есть в ней страницы, посвященные использованию газовых видов моторного топлива на транспорте. Может быть, кому-то покажется странным, но газомоторная техника внесла свой немалый вклад в Победу.

<Газогенераторный Газ-42
Газогенераторный Газ-42

<Газогенераторный Газ-44
Газогенераторный Газ-44

<Газогенераторный ЗиС-30
Газогенераторный ЗиС-30

Работы по газификации автотранспорта начались в СССР еще в 20-х годах ХХ века. Развивалась эта работа в двух основных направлениях: газобаллонные и газогенераторные автомобили ("ГазГены"). Двигатели первых работали на природном газе, хранящемся в сосудах высокого давления, а двигатели вторых использовали газ, генерируемый прямо на борту машины из дров, угольных брикетов, торфа. Но в основном это были так называемые "чурочки". Газогенераторное направление в течение многих лет оставалось приоритетным.

Первые в СССР испытания автомобиля с газогенераторной установкой В. С. Наумова состоялись в 1928 году. В 1934 году проведён первый испытательный пробег газогенераторных автомобилей по маршруту Москва — Ленинград — Москва, в котором участвовали ГАЗ-АА и ЗИС-5 с установками, спроектированными в НАТИ (Научно-исследовательский тракторный институт).

В 1936 году Советское правительство (Совнарком СССР) принимает решение о массовом производстве газогенераторных машин. Кстати в эти же году осваиваются газогенераторные модификации тракторов для лесного и сельского хозяйства. В марте 1939 г. XVII съезд ВКП(б) поставил перед машиностроителями задачу: «Перевести на газогенератор все машины на лесозаготовках, а также значительную часть тракторного парка сельского хозяйства и автомобильного парка».

К началу войны в отрасли экономики стали поступать газогенераторные автомобили ЗИС-13, ЗИС-21, ГАЗ-42, тракторы ЧТЗ и ХТЗ. В военные годы ЗИС-21 и ГАЗ-42 эксплуатировались не только в тылу, но и на фронтах. В частности, половина транспортных автомобилей блокадного Ленинграда, Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота была оснащена газогенераторными установками. К концу войны в СССР эксплуатировалось 200 тыс. газогенераторных автомобилей, тракторов, передвижных электростанций, катеров, мотовозов и других установок.

Тема использования газогенераторного газа в качестве моторного топлива развивалась не только в СССР. К 1941 году на генераторном газе в Европе работали почти половина миллиона машин! Из них 300 тысяч только в Германии. Этот вид моторного топлива применяли в Австралии, Великобритании, Индии, Китае, Финляндии, Франции, Швеции, Японии. Газогенераторные автомобили до сих пор катаются по дорогам Северной Кореи.

Шла работа и по газобаллонным автомобилям. Так, в 1942 году в Саратовской области Обком КПСС принял решение о переоборудовании грузовых автомобилей на природный газ. Работа была организована так, что всего через один месяц городская техника тылового назначения в Саратове стала работать на местном метане, а бензин пошел на нужды фронта.

Не только газогенераторным и природным газом занимались советские инженеры-автомобилисты в годы войны. Младший воентехник полка аэростатов заграждения ПВО Ленинграда Борис Щелищ разработал технологию применения водорода в качестве моторного топлива для автомобильных бензиновых двигателей, использовавшихся как приводы к лифтовым лебедкам для выборки аэростатов. На водород было переведено в общей сложности 500 автомобильных двигателей. Это был первый и до сих пор единственный в мировой практике случай массового применения водорода в автомобильных двигателях.

Показатели
ГАЗ-42
ГАЗ-44
ЗиС-30
Год начала выпуска
1939
1939
1941
Тип
Грузовой, газогенераторный
Грузовой, газобаллонный
Грузовой, газобаллонный
Грузоподъёмность по шоссе/грунту, кг
1200
1100
2500
Число мест в кабине
2
2
2
Вес автомобиля без нагрузки, кг
2050
2230
3600
Двигатель
Бензивой, 4-тактный, 4-цилиндровый
Бензивой, 4-тактный, 4-цилиндровый
Газовый, 4-тактный, 6-цилиндровый
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм
98,43/107,95
98,43/107,96
101,6/114,3
Рабочий объём, л
3,28
3,28
5,55
Степень сжатия
6,5
4,6
5,3
Максимальная мощность, л. с.
30
42
73
Число оборотов в мин. при максим. мощности
2400
2400
2300
Максимальный крутящий момент, кгм.
11
14
28,5
Число оборотов в мин. при максим. крутящем моменте
1200
1400-1500
800-1000
Максимальная скорость с полной нагрузкой по шоссе, км/час
50
65
60
Расход топлива на 100 км пути с нагрузкой по шоссе, л
60 кг древесных чурок
20 м3 метана; 40 м3 светильного или коксового газа
36 м3 метана; 70 м3 светильного или коксового газа
Запас хода с полной нагрузкой по шоссе, км
80
300 или 150 в зависимости от газа
240 или 120 в зависимости от газа

Е.Н. Пронин (МетанИнфо, май 2011)      На главную